Вам перезвонить?

Онлайн-заказ

 
 
 
 
сертификация FSC

типография сочных красок

 
 
 
 
 

Цветопроба - для чего она нам нужна?

Текст: Анна Сергунина

Цветопроба представляет собой технологическую операцию, которая предназначена для визуальной оценки ожидаемых результатов печати цветного изображения. В реальном технологическом процессе она необходима как оператору цветоделения, так и самому печатнику. Оператор цветоделения, ориентируясь на цветопробный оттиск, может внести коррективы в изображение до начала печати. Контрактная цветопроба, которая подписывается заказчиком, служит для согласования цвета. А передача образца печатнику позволяет добиться близкого соответствия тиражного оттиска требованиям заказчика. К тому же при помощи цветопробы можно контролировать правильность воспроизведения сложных мест макета, отслеживать оверпринт, треппинг, муар, влияние растровой розетки на восприятие изображения и т. д.

Цветопроба может быть сделана непосредственно после сканирования и цветокоррекции, это позволит избежать возможных ошибок цветоделения на ранних стадиях подготовки в печать. Также не менее распространенной является цветопроба окончательно сверстанных полос, сделанная как на обычном принтере, так и на профессиональных устройствах. Она позволяет отследить наличие всех необходимых элементов макета, верность их расположения, а при выводе на специальных устройствах - и цветовое решение полосы в целом. При использовании растровых цветопроп можно выявить муарообразование и с большой долей вероятности прогнозировать будущий тиражный оттиск. Самый последний тип цветопробы - это цветопроба с выведенных фотоформ или печатных форм, она является самой дорогой, но пока еще и самой точной. Однако с развитием технологий Computer-to-Plate и DI аналоговые пробы становятся все менее актуальными.

Любая цветопроба представляет собой лишь более или менее точную имитацию офсетного печатного процесса. Степень предсказуемости результатов печати по результатам цветопробы определяется, во-первых, наличием необходимой информации о параметрах печатного процесса, во-вторых, возможностью учета этих параметров при изготовлении цветопробы. Насколько это реально, зависит от конкретного оборудования, используемого для ее выполнения.

Говоря о степени соответствия результатов цветопробы оттиску, не следует забывать также о треппинге, растискивании, муарообразовании, влиянии растровой розетки, структуры запечатываемого материала и цветового охвата на восприятие изображения.

Все цветопробы, существующие на сегодняшний день, можно разделить на две большие группы: аналоговые и цифровые. К первой относятся оттиски, полученные на пробопечатных станках и с фотоформ; ко второй - цветопробы любого типа, при получении которых не используются вещественные носители (сюда относится и экранная цветопроба).

Аналоговые авторитеты
Первыми около 40 лет назад появились пробопечатные станки, которые и по сей день не следует сбрасывать со счетов, особенно при печати сложных и наиболее ответственных тиражей. Здесь все происходит, как в обычном офсетном печатном процессе, - с фотоформ делают печатные формы, с них на специальном пробопечатном станке реальными красками и на тиражных материалах, используемых в печатном процессе, изготавливают необходимое число экземпляров пробы. Такой оттиск будет очень близок к офсетному, и эту пробу можно считать идеальной. Сейчас пробопечатные станки используются при выполнении только самых ответственных заказов в старых типографиях, у которых до сих пор есть такое оборудование, но в основном они уже уходят в прошлое, во всяком случае, исчезают из области офсетной печати. С другой стороны, это единственный способ проверить качество полученных после гравирования цилиндров глубокой печати.

Альтернативой пробопечатным станкам является цветопроба с фотоформ. Ввиду узконаправленной специализации подобных систем, производило аналоговые цветопробные устройства лишь ограниченное число фирм. На данный момент их выпуск прекращен, но на вторичном рынке они достаточно востребованы.

Практически все аналоговые устройства работают приблизительно по одной схеме. В процессе изготовления цветопробы всегда участвуют основа (подложка), на которой она будет получена, красители, имитирующие четыре основные краски (CMYK), и, конечно, цветоделенные фотоформы, выведенные на фотонаборных автоматах. Процесс изготовления цветопробного оттиска состоит из нескольких этапов. Сначала на основу наносится краситель одного цвета, затем накладывается соответствующая фотоформа и происходит экспонирование, изменяющее химико-физические свойства красителей на пробельных элементах. Далее происходит удаление красителя с пробельных элементов или проявление в специальном проявочном процессоре. В итоге на основе остается изображение соответствующего цвета. Далее все этапы повторяются для каждой краски.

Заказчикам свойственно доверять аналоговым цветопробам больше, чем цифровым. Когда аналоговые цветопробы только появились на полиграфических предприятиях, типичной стала следующая ситуация. Печатнику приносят подписанную цветопробу, а он выстраивает процесс так, чтобы получить именно эти цвета. Действовать так - в корне неправильно. Получать предсказуемый результат необходимо не с подписанной цветопробы, а просто соблюдая стандарты печати. Только в полностью отпрофилированном процессе это возможно.

Цифровые дилетанты
Первые разговоры о высококачественной цифровой цветопробе у нас начались приблизительно в 1997-1998 гг. Тогда отечественный производитель нуждался в цветопробе высокого качества, но желал получать ее более оперативно и с меньшими финансовыми затратами.

Цифровые пробопечатные решения можно классифицировать по нескольким критериям. Один из основных признаков - тип выполняемой пробы: либо спусковая и композиционная (контроль спуска полос, треппинга, оверпринта, шрифтов, правильности расположения иллюстраций и других элементов макета), либо полноценная цветопроба. В зависимости от уровня реализации и стадии исполнения цифровая проба бывает предварительной (на стадии разработки макета), оценочной (по завершении одного из этапов разработки) или контрактной (при сдаче готовой публикации в печать).
Уровень используемых технологий печати и наличие растрирования разделяют пробы на растровые и полутоновые. В первом случае полностью воспроизводятся все растровые элементы изображения, и в идеале проба выводится на печать с помощью растрового процессора. Полутоновая проба обеспечивает воспроизведение элементов макета с полной потерей информации об их первоначальной растровой структуре. Вывод ее, как правило, выполняется стохастическим растром на печатных устройствах с относительно невысоким разрешением.

Разрешение пробы напрямую зависит от технологии создания изображения пробопечатным устройством. Полутоновые отпечатки чаще выполняются с помощью струйной технологии одного из двух видов: непрерывная струйная печать (continuous inkjet printing) и струйная печать с выбросом чернильных капель по запросу (dropondemand).

Преимущества струйных принтеров - относительно низкая стоимость оттиска при довольно высокой скорости печати, а также возможность выполнения черновых работ на обычной бумаге (на большинстве сортов бумаги не удается получить калиброванный по цвету оттиск изза сильного впитывания краски).

Основными недостатками струйной технологии печати являются: разбрызгивание краски, приводящее к плохой передаче векторных элементов изображения (текста) и незначительному снижению четкости изображения; необходимость обеспечения бесперебойного снабжения электроэнергией и низкая надежность из-за опасности засорения форсунок; заметная «ячеистая» структура изображения у моделей с регулярным псевдорастром. Большинство струйных принтеров печатает водорастворимыми красками, что требует дополнительного ламинирования оттисков.

Для решения проблем струйной печати были разработаны сублимационные принтеры, которые изначально показывали хорошие результаты, но просуществовали на рынке совсем недолго по причине слишком высокой стоимости получаемого оттиска и самого оборудования. Изображение в сублимационном принтере формировалось за счет испарения красителя с лавсановой пленки и конденсации паров краски в специальном покрытии бумаги. Печатающая головка имела ширину, равную ширине бумажного листа, то есть печатала сразу целую строку изображения. После нанесения одной краски лист сдвигался к началу изображения, а красящая лента перематывалась к началу зоны, содержащей следующий цвет. Количество краски, попавшей на бумагу, определялось продолжительностью нагрева печатного элемента. Таким образом, в принтерах этого класса каждая точка изображения могла иметь произвольное количество градаций цвета, чем была обусловлена прекрасная цветопередача при достаточно высоком разрешении. Рассеяние красителя в процессе переноса заметно снижало резкость полутоновых изображений, и мелкие детали на офсетном оттиске были видны значительно лучше, чем на отпечатке сублимационных принтеров. Другие минусы этой технологии высокая стоимость оттиска, не зависящая от запечатываемой площади, невозможность печати на обычной бумаге. Эти недостатки достаточно серьезны, поэтому на данный момент такие принтеры представлены только на вторичном рынке.

Максимальную информацию о цвете и структуре элементов изображения предоставляет растровая проба. Это достаточно дорогое решение, базирующееся на технологиях лазерного термического переноса растровой точки или лазерного экспонирования с последующим термопереносом, имеющие реальное разрешение экспонирующего устройства. Недавно на роль растровых проб стало претендовать большое число струйных и лазерных принтеров и цветопробные струйные плоттеры. Разумеется, говорить о высокой точности воспроизведения растра в этих случаях не следует, учитывая мягкость точки струйного или лазерного принтера, используемые алгоритмы «подмены» оригинального растра и предельное на сегодняшний день физическое разрешение принтеров.
Не стоит забывать и об экранной цветопробе, или, как она еще называется, soft-proof (мягкой пробе). Данный тип цветопробы может быть использован только при наличии у дизайнера высокоточного откалиброванного монитора. Кстати, следует отметить, что калибровку монитора необходимо производить достаточно часто. Такие услуги предоставляют специалисты, которые выезжают в ваш дизайн - центр, привозят свое программное обеспечение и прибор для этой самой калибровки. Но процедура несложная, и при наличии более чем одного компьютера выгоднее купить этот прибор и осуществлять калибровку самостоятельно.

Но все же экранную цветопробу нельзя считать контрактной, хотя бы потому, что подписывать нечего. А показать ее печатнику иногда просто невозможно из-за разнесения стадий подготовки макета на большое расстояние, вплоть до разных стран. Мягкая цветопроба является отличным подспорьем опытному дизайнеру и помогает существенно экономить на расходных материалах для профессиональных устройств.

Вся в точечку
Современные печатные машины, допечатные системы, устройства прямого вывода форм и цветопробные принтеры обладают настолько точными возможностями настройки, какие трудно было себе представить еще пару лет назад, поэтому каждый компонент технологического процесса требует к себе огромного внимания. Решение для цветопробы должно использоваться не только в качестве средства для предсказания вида печатного оттиска, но и как инструмент для контроля качества всего производственного процесса. Излишне говорить, что это лишь повышает важность точности цветопроб.

Появление технологий печати без фотоформ подтолкнуло к созданию принципиально новых систем цветопробы, называемых иногда системами approval. По конструкции эти машины больше похожи на высококачественные лазерные экспонирующие устройства, чем на цветные принтеры. Цветное изображение обычно получается следующим образом. Сначала на внешней стороне специального барабана размещается лист тонкой металлической фольги - основы будущего изображения. Поверх него прочно крепится тонкая лавсановая пленка с пигментом, подобная той, что используется в сублимационных принтерах. Крепление и равномерный прижим обоих листов к поверхности барабана осуществляются с помощью вакуума. Все, что происходит дальше, напоминает работу CtP «с внешним барабаном» - цилиндр с фольгой и пленкой начинает вращаться, а мощный лазер прорисовывает на его поверхности растровые точки, которые он рисовал бы на фотоформе или пластине. Единственное отличие состоит в программной имитации растискивания - все остальное, включая разрешение, линиатуру, форму точки и угол наклона растра, идентично форме для соответствующего цвета. Под действием лазера пигмент расплавляется и переходит на металлическую фольгу - естественно, только в нужных местах. После записи первой краски уже ненужная лавсановая основа с остатками краски автоматически снимается и удаляется из машины. На цилиндр поверх фольги с первым слоем многоцветного изображения крепится следующая цветная пленка, после чего процесс повторяется.

Фольга с перенесенными на нее четырьмя цветными изображениями извлекается из экспонирующей секции и вместе с листом бумагиосновы, покрытым специальным легкоплавким слоем, попадает в ламинатор. Зарядка фольги и бумаги в ламинатор - единственная ручная операция в процессе изготовления пробы. В ламинаторе происходит термоперенос пигмента с фольги на бумагу. В результате переноса получается изображение, почти что идентичное ожидаемому офсетному оттиску - с точностью до растровой точки.

Преимущества систем цветопробы с имитацией растра очевидны - результат почти полностью соответствует аналоговой пробе, но не требует фотоформ; практически исключены ручные операции; по удобству и гибкости управления цветом они не уступают другим видам цифровой пробы. Также есть возможность получения цветопробы на запечатываемом материале. Недостатки столь же очевидны - сложность конструкции, влекущая за собой высокую цену аппаратов; высокая стоимость оттиска, обусловленная значительным количеством расходных материалов, и достаточно большое время изготовления пробы.
Выбирая, учитывайте свои цели

Выбор делает человека человеком и всегда остается за вами. Рынок цветопробных устройств велик. Начиная от б/у аналоговых систем, и заканчивая высокотехнологичными, стоимостью в десятки тысяч долларов, цифровыми решениями.
При правильной организации процесса на первых стадиях желательно иметь несколько цветопробных систем, т. е. все в комплексе. В дальнейшем вы сможете отказаться от некоторых из них. Иметь откалиброванный монитор, лазерный принтер для контроля спуска полос и цветопробное решение с RlP-системой для получения окончательного результата достаточно для точного прогнозирования результатов печати. Контроль всех стадий процесса - еще один шаг к успеху.

На рынке существует много решений. На базе обычного принтера можно создать систему цифровой цветопробы. Необходимо докупить RIP и спектрофотометр, а дальше профилировать свои машины и машины клиентов, следить за внешними воздействиями и контролировать, контролировать, контролировать. Признаюсь сразу - это сложно, но вполне реально. А можно пойти по пути наименьшего сопротивления и поставить готовое решение за несколько десятков тысяч долларов и больше не думать ни о каком контроле. Для этого есть умные поставщики, которые будут его производить. И именно они будут отвечать за корректность результатов вашей цветопробы.

Наличие цветопробного устройства на предприятии диктуется высокой конкуренцией. Типографии Центрального региона задумываются об этом серьезно, и наличие таких установок в них далеко не редкость, в отличие от предприятий других регионов. Если вы хотите вывести свое производство на более качественный уровень, без цветопробы вам уже не обойтись. Приобретя ее, вы сможете не только заполучить новых клиентов, но и удержать старых.

Есть надежда, что через десять лет аналоговые цветопробы все же уйдут в историю. Большее распространение получит экранная и цифровая цветопробы. И, наверное, тогда у каждого полиграфиста на столе появится откалиброванный монитор, и печатник, наконец, без проблем будет попадать в цвет, печатая «умными» красками и работая на «умных» машинах. И программы самостоятельно смогут имитировать дизайнерскую бумагу и накладывать на нее растр, имитируя муар, и автоматически избавлять нас от него. И профилирование печатной машины станет еще более автоматизированным. А технологам останется только анализировать и иногда проводить «работу над ошибками». 


Источник: Printweek №7

 
 
 
 
Яндекс.Метрика